Жизнь по ту сторону

День начался как обычно. Тапочки, зубная щетка, горячий чай, омлет. В то утро никуда не надо было идти, царили каникулы, а потому Саша просто завалился на диван, включил телевизор и стал щелкать каналы по кругу. Занятие бесполезное и глупое, но зато можно было занять себя на какое-то время, да и интересные передачи или просто кадры иногда все же попадались.

Но как известно, ждать чего чего-то, когда даже неизвестно, когда это "что-то" наступит или приедет, очень и очень непросто. Через десять минут телевизор безнадежно наскучил. Почему-то по выходным всегда пускают какую-то муть, будто знают, что людям все равно будет нечего делать и даже такую скукотищу они скушают за милую душу.

Но Саша для себя решил, если уж надо убить время, он это сделает во что бы то ни стало. Два звонка по телефону, и через пять минут три приятеля сидели на скамейке во дворе, пытаясь совместно придумать для себя занятие. Сашу так и подмывало сообщить друзьям новость, но он молчал. Гораздо бОльшим сюрпризом будет, когда можно будет пригласить их к себе и показать.

Как это обычно бывает, занятие нашлось очень быстро. Трое тринадцатилетних пацанов отправились на набережную, чтобы поплевать с моста и выяснить, кто лучший "плевун" двора. Добираться туда было решено пешком, чтобы попутно посетить как можно больше магазинов.

Теория относительности сработала и в этот раз, за интересным занятием время пролетело мгновенно. Открывая усталыми руками дверь и ожидая выслушать лекцию на тему "нельзя уходить со двора так надолго и т.д. и т.п." Саша вообще-то даже забыл о том, что должно было случится сегодня. Но громкие разговоры и споры в родительской комнате мгновенно освежили память.

Куртка и ботинки полетели в неопределенном направлении. Через секунду Саша уже стоял в комнате и глядел на что-то невообразимо белое, большое и безумно красивое. Красота, конечно же, была здесь своя, совсем не такая, какую принято показывать в журналах мод.

- Здесь совсем не так надо, - сказала мама, вырывая у отца из рук какой-то провод.

- Ну положим ты в этом разбираешься так же, как обитатели свинофермы в цитрусовых! - ответил папа.

- Ну и ладно. Мучайся сам! До утра провозишься! - с этими словами мама направилась в сторону кухни, не забыв правда гневно посмотреть на сына:

- С вами, молодой человек, разберемся позже!

Ну и ладно. Саша молча подошел к отцу, склонившемуся на какой-то инструкцией.

- Ну что, Сын, справимся? - подбадривающе сказал папа. Хотя было непонятно, кого он подбадривал себя или Сашу.

- Да! - восторг был неподдельным.

Спустя полтора часа, когда стрелки часов почти приблизились к роковой отметке одиннадцати вечера - времени отхода ко сну в выходные, компьютер был, наконец, собран. Именно компьютер.

Отец его получил то ли за долги, то ли зарплата была выдана таким странным способом. Детали Сашу заботили мало. Сам факт присутствия в доме такого "страшного" агрегата приятно грел душу. Витька и Димка обзавидуются. Да, до этого была приставка, картриджи, бессонные ночи (когда родители пропадали на даче, конечно же). Но компьютер... Это же не кусок черной пластмассы и два легеньких джойстика.

На столе сейчас лежала какая-то непонятная коробка, сверху водрузился монитор. Рядом лежала клавиатура и мышка (Саша где-то читал, что эта штука именно так называется). Воображение быстро нарисовало картину игры, в которой могут потребоваться все сто или двести кнопок! Нда, это не Sega шестикнопочная.

- Ну что, включаем? - отец хитро посмотрел на Сашу и нажал на кнопку на том самом непонятном ящике под монитором. Видимо это и была главная деталь компьютера. На мониторе побежали какие-то цифры, буквы. Внутри него что-то начало урчать как в желудке объевшегося кота. Все происходящее скорее походило на сон, чем на что-то, что может быть на самом деле.

Через некоторое время на экране показалась синяя таблица с непонятными надписями. Саша даже представить себе не мог тогда, сколько раз еще он увидит эту синеву. Папа держа в руках блокнот, приговаривал словно заклинание:

- Вниз, вниз, энтер, вниз, энтер, пять раз вниз, опять энтер. Уф. Надо будет научится это делать самому, а то ж такое не выучишь не в жисть!

Саша про себя отметил, что во втором "Комбате" были комбинации и похлеще, но в слух он ничего не сказал.

Экран вновь заполнился какими-то бегущими надписями. Отец с сыном молча глядели на монитор, ожидая увидеть там чудо. Стало вновь слышно, как внутри компьютера что-то урчит. Наконец, на экране появилось чудо.

Это был минотавр с пушкой вместо одной руки. Перед ним стоял человек, сильно напоминавший Шварцнегера в фильме "Коммандос". Из динамиков (Дима совсем забыл про небольшие колоночки у компьютера) полилась тревожная музыка. От неожиданности никто не мог произнести и слова.

Вообщем-то подобные картинки не были какой-то редкостью для Саши. Приставка давала насладиться разнообразными видами монстров и супергероев. Но только видеть что-то совершенно несерьезное на такой серьезной технике было очень странно. Нет, об играх Саша тоже думал, но почему-то они казались ему совсем другими, менее красочными, что-ли.

Внезапно, картинка изменилась. В этот момент Саша испытал легкий шок (хотя, это, наверное, все же слишком громкое слово). На экране показались лабиринты, герой бегал по ним и укорачивался от красных шаров, попутно убивая разнообразных монстров. Но как это было представлено игроку!! Два человека перед монитором наблюдали за происходящим глазами игрока. Такого Саша никогда раньше не видел. Папа, судя по всему, тоже, поскольку с его стороны послышалась лишь одна "фраза":

- Вау...

Еще пару минут они наблюдали за происходящим на экране. Наконец, бравый игрок не выдержал натиска жадных до крови монстров и повалился на пол с открытыми глазами. Сашу в этот момент мучил лишь один вопрос, когда он сможет в это поиграть? В качестве ответа из кухни донесся голос мамы:

- Саша! Быстро в постель! Сколько времени уже!

- Ничего, сын, завтра мы с тобой порубим их всех в капусту. - заговорщенски сказал папа.

Нда, с мамой не поспоришь особо. В постель Саша отправился с горящими от восторга глазами. Можно было поблагодарить судьбу, что каникулы только начинались. Засыпая, Саша думал лишь о красных летящих шарах...

...Утром, едва протерев глаза, Саша бросился к компьютеру, где папа уже убивал каких-то рогатых коричневых монстров. Мама, смотревшая телевизор, запричитала:

- Ну вот, теперь не оторвать будет. Очередная зараза на мою голову.

Никто ничего не ответил. Саша молча направился в ванную, про себя улыбаясь. Сейчас начнется!

С управлением проблем не возникло, хотя клавиатура вначале показалась несколько неудобной, по сравнению с тем же джойстиком. Главной проблемой вначале оказалось согнать отца.

На первых порах умирал Саша часто. На самом легком уровне сложности монстры не оставляли никаких шансов даже в самой первой комнате. Дуболом с ружьем, роль которого выполнял Саша, разворачивался крайне медленно, уворачиватся от выстрелов не получалось. Только позже оказалось, что есть еще другие кнопки для управления игроком, помимо тех, что показал папа. О существовании мышки вспомнилось только через пару дней, хотя пользоваться ею было еще непривычнее, чем клавиатурой.

Но ко всему привыкаешь. Вскоре монстры начали вымирать стадами. Кровь проливалась даже не ведрами, ваннами. Саша про себя радовался тому, что его родители более спокойно относятся к кровище на экране, чем те же Витькины. Он даже часто приходил в гости смотреть боевики, потому как дома ему не разрешали.

Через пару дней папа пришел и рассказал, что оказывается, можно записываться! Для человека, воспитанного на приставках, это было открытием. Еще бы, в любой момент делаешь Save и выходишь, а потом можно продолжить с того же места! А Саша еще удивлялся, что после того как проходишь очередную комнату, не дают пароль для продолжения. После этого прохождение игры пошло бодрее, мама ведь не разрешала оставлять компьютер включенным. Мама вообще оказалась сущим наказанием и главным препятствием на пути победы светлого и чистого над грязным и мокрым. То перерывы заставляла делать, мол, глаза надо беречь. И это при том, что папа объяснил, что монитор у нас хороший, без радиации. Приходилось также время от времени бегать в магазины, а также спать и кушать. Но в конечном итоге, это все было не так уж и обременительно. Папа, кстати, оказался молодцом. На работу ходил регулярно и играть не мешал.

Каникулы пролетели мгновенно. За секунду, наверное. А может и быстрее. Друзей пока в гости Саша решил не приглашать. Сам он еще не наигрался, а так ведь придется играть по очереди, вместе же нельзя.

Но всему хорошему всегда наступает конец. Понедельник, начало школы. Шесть - семь пропущенных даром часов, плюс необходимость рано ложится спать. Кошмар! Так вселенское зло не одолеешь. Но и с этим пришлось смириться. Правда оценки несколько ухудшились, и Саша с ужасом ждал родительского собрания...

... Вернувшись в очередной раз из школы, измученный школой спаситель человечества услышал, как папа разговаривал с кем-то, и этим "кем-то" была не мама, а какой-то мужчина. Наверное с работы. Приход Саши никто не услышал, скорее всего.

- Я думаю стоит на время испытаний запретить твоему сыну играть на этом компьютере. Аргументируй, что он сломался или что-то вроде. Может быть опасно выходить, пока испытания не завершены. Впрочем ты психолог, сам должен понимать. Я тебе поставлю пароль сюда, чтобы никто кроме тебя не смог включить.

Услышанное Сашу, мягко скажем, не обрадовало. Из сказанного вытекало только одно, играть будет нельзя! Понятно, что этот мужчина с папиной работы, только вот папа никогда не работал с компьютерами, был просто психологом. Чего-то там с мозгом или вроде того. Сашу это не очень сильно интересовало. Чтобы дать понять, что он пришел, Саша громко зашаркал ногами.

- Да, да. Что с ним случилось будет известно через пару дней. Я тогда приеду с новыми деталями. С этими словами незнакомый мужчина направился в прихожую. За ним вышел папа и, глядя на сына, сказал:

- Все, сломалась наша игрушка. Не выдержала такого напряжения. Все время пароль непонятный спрашивает. Вот мастер как раз уходит. Через пару дней, говорит, только сделают.

Саша хотел было сказать, что он слышал все, но промолчал. Раз папа решил его обмануть, значит дело нечисто и стоит разобраться.

На следующий день, придя домой, Саша обнаружил, что никого нету. На кухне лежала привычная записка, что и как разогреть, чтобы покушать.

- Скажу, не хотел... - проворчал Саша и направился к компьютеру.

Тот в свою очередь, как и обещали, спрашивал при включении пароль. Но вот только не знал папа, что был у Сани приятель на два класса старше, у которого компьютер был довольно давно. Как раз именно он рассказал, что играть в Doom стоит мышкой. Так вот, этот приятель объяснил, что пароли все - глупости полные. Достаточно набраться смелости, раскрутить компьютер, найти небольшую батарейку, вытащить ее и вставить обратно. Просто!

Боятся чего-то Саша не любил. А потому монитор немедленно был поставлен на пол (уф..), найденная отвертка открутила небольшие винтики (кстати, никакой пломбы на новом компьютере почему-то не было). Белая металлическая крышка с легким звоном также опустилась на пол. Пыли внутри оказалось не так много, как в том же телевизоре. Саша раскручивал его когда-то просто из любопытства.

Ничего страшного внутри не оказалось. Те же платы, что и в телевизоре. Ну или что-то вроде того. Батарейку найти оказалось непросто. Саша искал что-то вроде пальчиковой колбаски, а оказался плоский блинчик, как в часах, только намного больше.

После этого все было собрано и поставлено так, как это было до хирургического вмешательства. Глядя на грузящийся компьютер, Саша весело сказал:

- Пароль-шмароль. Видал я таких...

Оправдание себе Саша придумал сразу. Если что, то все сразу заработало, когда он попробовал включить. Оказалось, что он сам по себе починился. Игра была запущенна через минуту. Почему-то именно в этот день Саша решил попробовать начать ее с самого начала, но на более высоком уровне сложности.

Но по какой-то причине игра отказалась начинаться. Экран замигал разными цветами. А через секунду Саша уже не видел экрана. Вместо этого на него смотрел потолок с помигивающими круглыми лампами. Стало страшно. По спине прошелся противный и липкий холодок.

Поняв, что он лежит на спине, Саша встал. На голове непонятно откуда оказался шлем. Да и все тело было скрыто под какой-то непонятной конструкцией. Но вот двигаться от этого было ничуть не менее удобно чем раньше, если не сказать больше. Шаги давались очень легко, несмотря на кажущуюся тяжесть новой "одежды". Впрочем это и неудивительно. При каждом движении внутри тихо завывали сервомоторы.

Затем Саша огляделся. Помещение узнать было нетрудно. Грязные стены, уходящий вдаль коридор, сворачивающий направо. Противное рычание за стенами, невесомый пистолет в руке. Он в чертовом "Думе"! На сон происходящее походило мало. Слишком яркие краски, слишком живые звуки, слишком много запахов вокруг. Ущипнуть, правда, себя не получалось, даже руки покрывали тяжеленные на вид перчатки. Странно, в "Думе" герой бил всех голыми руками.

- Блин, что делать-то! - воскликнул Саша в сердцах.

Словно услышав хозяина, включился костюм. Включение это охарактеризовалось тем, что на внутреннем стекле шлема показались знакомые цифры. Статус энергии брони, физический статус брони, количество патронов. Саша отметил, что в "Думе" все-таки были несколько другие параметры, например, процент оставшейся жизни. Что ж, все просто. Без брони здесь убивают с первого попадания.

Но почему-то не хотелось даже пробовать с кем-то воевать. Это же все-таки не игра. А вдруг здесь по-настоящему убивают. И ведь нельзя же записываться, это как пить дать! Рука невольно вытянулась чуть вперед, ища кнопку Esc.

Но выход из сложившейся ситуации надо было найти во что бы то ни стало. Прежде всего Саша вспомнил, что не умея записываться, он научился проходить около десяти уровней не умирая. Расположения монстров были выучены наизусть, все секреты давно рассекречены. Но что-то эта "игра" не похожа на то, во что он привык играть. Не было двух первых солдат у входа в коридор. Да и место старта было не на балкончике с бензопилой.

Обернувшись, Саша решил было залезть на невысокий балкон. Без костюма он бы без проблем туда забрался бы. Но эта броня не давала подпрыгнуть даже на двадцать сантиметров.

- Черт, все как в игре..

Дольше оставаться в предбаннике не имело смысла. Подойдя к первому повороту Саша перевел дыхание. Шаг, и он увидел перед собой троих солдат-зомби и рогатого черта, который в жизни был гораздо страшнее. Хотя жизнью происходящее все же можно было назвать с большой натяжкой. Монстры заметили Массивную фигуру в сервоброне. Зомби неторопливо пошли к нему навстречу, поднимая непонятные винтовки. Черт оказался пошустрее. В сторону Саши полетел пылающий шар. Но как и в игре, увернуться от него не составляло труда. Только вот жар пролетающей мимо плазмы он почувствовал.

Как во сне, Саша начал стрелять по монстрам. Выстрел, два. Рука сама нажимала на курок, угадывая направление. Периодически забегая за угол, Саше удалось избежать сильных повреждений. Но все равно экран в шлеме мигнул пару раз красным и процент статуса брони упал до 90. Солдаты упали от нескольких пуль. Но вот черт отказывался умирать. Близко он пока не подбирался, зато шары метал исправно.

Через пару выстрелов пистолет отказался стрелять, противно защелкав затвором.

- Не может быть! - чуть ли не завыл от отчаянья Саша и побежал назад, к началу "игры".

В оригинальном "Думе" патроны так быстро не кончались. Да и индикатор в шлеме показывал еще достаточное количество. А вот насчет перезарядки ничего не говорил. Черт был не так и близко, но рано или поздно он доберется сюда. Выходить на монстра с голыми руками почему-то не хотелось.

От отчаяния Саша заколотил кулаками по стене. Сервомоторы исправно вкладывали в удары ту мощь, которую хотело бессилие подростка попавшего в непонятный мир. Внезапно Саша вспомнил, что когда лежал не спине, он почувствовал на себе рюкзак, но потом забыл о нем.

Левая рука потянулась за спину, пальцы сомкнулись в вернулись с обоймой. Фантастика.. Словно лучник в древние времена достает стрелу из колчана. Это случилось как раз вовремя, так как рогатое чудовище нашло наконец Сашу и высунуло свою противную морду из-за угла. В следующую секунду Саша выпустил в нее пол обоймы, и на пол свалился практически обезглавленный труп...

...Первые три уровня были пройдены быстро. Саша жалел пока лишь о двух вещах. Первое, что он начал играть на более высоком уровне сложности. Монстров было точно больше, находились они совсем не в тех местах, где их можно было ожидать. Ну а второе, это то что он забыл взять в первой комнате ракетницу. Впрочем, и двустволка с пулеметом, найденные позднее, исправно служили. Тяжести всего этого Саша не ощущал. Лишь сервомоторы стали выть чуть натужнее. Главное, чтобы у них не было предела мощности.

Но это отнюдь не все, что заботило юного героя. Во-первых, хотелось знать, как же выйти из этой "игрушки". Прохождения одной комнаты явно недостаточно. Значит надо пройти всю игру. А это относится скорее к разряду невозможного. В обычном "режиме" Саша прошел около двадцати уровней. Умирал он очень часто. Проверять, есть ли последствия от смерти здесь, не хотелось. Но пока игралось легко. Батарей для брони он нашел достаточно, монстры такие же тупые, патронов много.

А потому волновал еще вопрос еды, сна, а также прочих физиологических особенностей, без которых обойтись очень трудно. Но ни спать, ни есть, ни тем более ходить в туалет не хотелось, что пока радовало.

Но как обычно бывает, все хорошее кончается. Пришла седьмая комната. Большое открытое поле, куча жирных ублюдков с плазменными ракетницами вместо верхних конечностей. По одиночке они не так страшны, но когда их пять или шесть сразу...

В первую секунду Саша растерялся, как обычно это бывало после перехода. В то же мгновение рядом что-то взорвалось. Как игрушку, Сашу откинуло за колонну. Еще через пару секунд на то месте где он стоял взорвались еще три или четные комка плазмы. Экран все еще мигал красным, обсчитывая повреждения. Минус десять на минус двадцать. Тяжело. Два три прямых попадания, и можно считать, что игра окончена.

От колонны до колонны боком с зажатой гашеткой пулемета. Счастье, что эти массивные туши такие тупые. Взрывы лишь слегка нагревали броню. Зато Саша видел как его пули входят в тела жертв с легкими всплесками крови. Но несмотря на все старания, энергетический щит был израсходован, а вечеринка только начиналась. Стены вокруг поползли вниз, обнаруживая позади себя десяток скрежещущих киберпауков с плазменными пулеметами.

Саша побежал по внешнему периметру, отстреливаясь и уворчаиваясь, что, впрочем, получалось плохо. Тут он вспомнил, что внутри есть коричневый шар, восстанавливающий сразу все до максимума. Метр, два. Саша бежал изо всех сил. Три, четыре. Вот он уже внутри. Пять, шесть. Близко, очень близко. Три луча с трех сторон достигли бегущего человека в броне.

Счетчик повреждений захлебнулся, перегретые сервомоторы не справлялись с распределением возросшей нагрузки. Словно наткнувшись на невидимое препятствие, Саша медленно, картинно, начал падать. Рука вытянулась в надежде зацепить заветный шар, но буквально пять сантиметров отделяли пальцы от полупрозрачной гладкой поверхности спасительной сферы. Мгновение, и все вокруг померкло...

...Воспоминания накатывали волнами. Детство, по сути недавно виденное обрастало новыми деталями. Затем их перекрывало более позднее время, институт, работа. Новая волна, и теперь у него есть семья, дети, дом две собаки. Глаза открылись. Белый потолок, лицо сестры.

- Добро пожаловать назад. - с улыбкой произнесла она. - Вы отсутствовали ровно две недели.

- Благодарю вас... Мэри. - Саша разглядел табличку на ее груди. - Могу я поговорить с Ричардом?

- Да, сейчас он придет. Полежите спокойно пару минут, организм должен привыкнуть. - с этими словами она вышла.

Саша лежал в кресле, ощущая ненавязчивый массаж, а перед глазами до сих пор стоял коричневый шар со странным лицом внутри.

- Александр, вы вернулись в наш бренный мир! Как путешествие?

- Впечатляет! Признаюсь, я ждал нечто вроде первого типа, только красочнее. А тут и запахи и чувства! Поразительно.

- Да, никаких врожденных дефектов чувств, что приходилось раньше изобретать для целостности картины. - Ричард довольно посмотрел на клиента. - Ну, когда думаешь повторить? Через пару месяцев?

- Может даже через месяц. Надеюсь семья не взбунтуется.

- Так приводи их к нам, думаю, они оценят. - улыбнулся Ричард.

- Приведу, как только ты введешь семейные скидки. В следующий раз я, наверное, попробую Warcraft. Может даже с двойным переходом, а не с одинарным как в этот раз.

- Смотри, твое право.

Выйдя из здания, Саша оглянулся. Путешествие и вправду было потрясающим. Повторить надо будет как можно скорее. Только вот что произойдет, когда людям и с не таким состоянием станет доступна эта забава?

[s14] Август 2001

---

Старый глупый рассказ, но перечитал тут недавно, показалось забавным...
Как же быстро идёт прогресс...
По большому счёту всё рассказаное - уже не фантастика (виртуальный шлем, костюмы с обратной связью, 3Д-звук, скорости рендеринга...)